Минпросвещения придумало, как контролировать все образовательные онлайн-сервисы для российских школ
05.02.2021На сайте нормативно правовых актов опубликован проекты двух приказов, утверждающих порядок формирования реестра образовательных онлайн-сервисов, рекомендованных для российских школ и порядка их экспертизы.
Он напоминает во многом процедуру экспертизы учебников, которые включаются в федеральный перечень.
Теперь для использования в школе будет допускаться цифровой образовательный контент, прошедший обязательную государственную экспертизу только от проверенных поставщиков. Для включения в специальный реестр производители цифрового образовательного конента и образовательных сервисов должны будут предоставить о себе полную информацию: лицензии, сведения о типах ЦОС и ОС, перечень уровней образования и т.д. При этом исключается возможность предоставления образовательного контента вновь создаваемыми организациями или ИП, которые не имели опыт работы в образовательных организациях.
«Мы знаем немало ярких примеров, когда необразованцы создают невероятные штуки», - комментирует этот пункт директор школы «Феникс» (Москва) Татьяна Зверева.
Требования предъявляются к содержанию цифровых уроков, электронных учебников и другого контента. Например, «ресурсы не должны содержать информации, отрицающую семейные ценности или пропагандирующую нетрадиционные сексуальные отношения». Также прописаны технические характеристики при которых, например, информация должна правильно отображаться на компьютерах, планшетах и интерактивной доске или панели. Внутри онлайн-контента запрещена любого рода реклама. Рекомендованные внутри контента и сервисов ссылки, помимо акутальности, должны отражать «вклад российских деятелей науки, культуры в глобальное развитие». «Очень порадовало требование о грамотной речи и отсутствие ненормативной лексики», - радуется Татьяна Зверева.
Член правления Лиги образования Михаил Кушнир отмечает, что новшество проекта только в том, что первичная экспертиза проводится автоматически современными системами с искусственным интеллектом. Дальше слово за отобранными экспертами, к которым тоже выдвинут ряд требований: у них должна быть ученая степень или ученое звание, либо стаж педагогической деятельности не менее 5 лет, помимо этого, опыт в разработке или пользовании ЦОС. «Это значит, что цикл попадания на стол ученику и учителю будет небыстрым. Строгости с допуском учебников, на многолетнем опыте, никаких гарантий качества не дало».
« Для цифры гораздо органичнее была бы логика мотивированного исключения из реестра по жалобе с экспертной проверкой. А так, коррупционная ниша экспертизы бережно сохранена. Сентенции про "конфликт интересов" в проекте приказа коррупции не преграда. Конкуренция на уровне пользователей работала бы гораздо оперативнее и гибче. Но, видать, не в этой жизни», — добавляет Кушнир.
Илья Беломытцев, директор по развитию бизнеса Softline в национальном проекте «Образование» отмечает, что пока эти документы выглядят лишь как план действий, в нем обозначены сроки и в явном виде обозначено, кто за что отвечает.
«Несмотря на наличие известных поставщиков контента и сервисов, соответствующих ФГОС, остается открытым вопрос об их адаптации в рамках Цифровой образовательной среды (ЦОС). Требуется длительное накопление экспертизы в области создания и выявления наиболее эффективных методик образования в рамках ЦОС, чтобы приблизиться хотя бы к эффективности обычного школьного образования, а впоследствии — вывести эффективность на более высокий уровень. Эксперимент по созданию ЦОС был запущен именно для этого, но, возможно, с запозданием. На мой взгляд, если бы это произошло на 5-7 лет раньше, сегодня можно было бы уже воспользоваться его результатами для эффективной реализации НП "Образование"», — подчеркивает Беломытцев.
Заключение о том, что ресурс может использоваться в школах будет выдаваться сроком на три года. В случае отклонения предусматривается, что поставщики смогут повторно сдать заявку на экспертизу раз в полгода.